Этапы разработки инвестиционного проекта могут выглядеть следующим образом:

  1. Формулирование идеи/бизнес-плана проекта

  2. Оценка инвестиционной привлекательности проекта

  3. Выбор схемы финансирования проекта

По мере реализации каждого этапа представление о проекте уточняется и обогащается новой информацией. Таким образом каждый этап имеет промежуточные итоги подтверждающие/не подтверждающие целесообразность проекта.

Первая стадия включает оценку возможностей осуществления проекта с точки зрения маркетинговых, производственных, юридических и других аспектов (due diligence). Исходной информацией для этого служат сведения о макроэкономическом окружении проекта, предполагаемом рынке сбыта продукции, технологиях, налоговых условиях и т.п. Результатом первой стадии является структурированное описание идеи проекта и временной график его осуществления.

Вторая стадия предполагает  непосредственную оценку эффективности инвестиций и определение возможной стоимости привлекаемого капитала. Исходная информация: график капитальных вложений, объемы продаж, текущие (производственные) затраты, потребность в оборотных средствах, ставка дисконтирования. Результирующие показатели для принятия инвестиционных решений:: чистая современная ценность (NPV), срок окупаемости, внутренняя ставка доходности (IRR).

Третья стадия подразумевает выбор оптимальной схемы финансирования проекта и оценкой эффективности инвестиций с позиции собственника/инициатора проекта. Для этого используется информация о процентных ставках и графиках погашения кредитов, а также уровне дивидендных выплат и др. (финансовая модель проекта). Результатами финансовой оценки проекта должны быть: финансовый план осуществления проекта, прогнозные формы финансовой отчетности и показатели финансовой состоятельности.

На крупных предприятиях задача выбора схемы финансирования инвестиционного проекта переходит на высший уровень управления.

Текущее состояние российского рынка показывает острую потребность в инвестиционных ресурсах. Однако, конкретные российские предприятия нуждаются в совершенно конкретных типах инвесторов.

Отсюда, при выборе инвестора необходимо руководствоваться знаниями о состоянии экономики в целом, существующем уровне развития инвестиционной инфраструктуры и особенностях развития российского предпринимательства.

Наиболее распространенный в практике пример: руководитель предприятия говорит потенциальным инвесторам: "Мы работаем на этом рынке уже более 30 лет, у нас огромный опыт, связи и глубокая экспертиза в отрасли".

Но при рассмотрении документов, анализе финансовых показателей, рассмотрении бизнес-процессов и архитектуры компании выясняется, что предприятие находится на ранней стадии развития бизнеса, а, следовательно, возникает вопрос относительно конкурентоспособности предприятия в текущих рыночных условиях.

Зачастую такие руководители/собственники бизнеса игнорируют доводы консультантов/экспертов и пытаются начать реализацию проекта, привлекая резервные ресурсы. Чаще всего такая история заканчивается крахом проекта.

Текущая реальность такова, что с точки зрения развития бизнеса подавляющие большинство российских компаний находятся на ранних стадиях. Основной критерий привлекательности компании для инвестора – ее способность генерировать денежные потоки, следовательно – ее конкурентоспособность на рынке (способность производить и продавать продукт, захватывать долю рынка).

Дигитализация и глобализация экономики привела к тому, что появление новых технологий предъявляют высокие требования к скорости оценки/анализа поступающей извне информации и принятию решений.

Все это означает, что возрастают риски инвесторов, тем более тех из них, которые финансируют компании на ранних стадиях развития. Со стороны компаний - лидерство в конкурентной борьбе зависит от ключевых компетенций, которыми обладает компания, а также ее динамических способностей. Ключевые компетенции на данном этапе развития лежат в основе бизнес-моделей: бизнес-процессы, организационные структуры, специфические навыки персонала, научно-исследовательские работы, связи с дилерами и дистрибьюторами и т.п. А также, наиболее важной компетенцией является способность быстро привлекать капитал.

Без внешнего капитала выиграть конкурентную гонку практически невозможно. Большинство российских компаний пытаются, в основном безуспешно, финансировать рост бизнеса исключительно за счет банковских кредитов (зачастую, не располагая достаточным обеспечением), либо собственной прибыли.

Как идентифицировать стадию развития бизнеса?

1. Идея

На этой стадии имеется только бизнес-идея, разработки, НИОКР, возможно, патенты и команда проекта. Инициаторы проекта, возможно зарегистрировали юридическое лицо, менеджмент не сформирован, а бизнес-процессы не определены.

Кто инвестирует?

Финансирование этой стадии развития может быть обеспечено только учредителями компании, друзьями/членами семьи, и, возможно, бизнес-ангелами (менторами, частными лицами, обладающими капиталом и опытом в области проекта). Существует распространенная практика бизнес-акселерации, инкубаторы, консалтинговые структуры которые помогают в развитии проекта до начальной стадии.

2. Начальная стадия

Хозяйствующий субъект создан(определена ОПФ, состав учредителей), произведена первая продукция, осуществляются попытки вывести продукт на рынок, первые продажи, операции незначительны, компания чаще всего убыточна, бизнес-процессы не системны, регулярные функции менеджмента только начинают формироваться.

Кто инвестирует?

Финансирование бизнеса на начальной стадии, помимо инвесторов предыдущей стадии, в редких случаях, может осуществляться венчурными фондами, имеющими инвестиционный фокус в области реализации проекта и финансируют StartUp проекты.

3. Раннее развитие

Компания осуществляет активные продажи и их объем растет. Организованно производство и сбыт продукции. Бизнес-процессы сформированы, но не окончательно, идет интенсивный поиск лучшей практики. Менеджмент имеет опыт работы, но нуждается в повышении квалификации и эффективности. Компания может иметь незначительную прибыль.

Кто инвестирует? На ранней стадии развития компания может представлять интерес для инвесторов, осуществляющих прямое рисковое финансирование. К таковым относятся венчурные фонды и фонды прямых инвестиций.

4. Масштабирование

Растущие показатели объемов производства и сбыта продукции, растущая динамика продаж, есть чистая прибыль. Компания отвоевывает лидирующие позиции на своем рынке и осуществляет активное расширение бизнеса посредством выхода на новые рынки, диверсификации  продукции или поглощения смежных предприятий. Бизнес-процессы хорошо отработаны и могут быть перенесены на другие подразделения или предприятия (масштабирование лучшей практики). Менеджмент эффективен, все основные функции отработаны. Квалифицированный управленческий персонал.  Имеет хорошую историю развития.

Кто инвестирует? Такие компании – предмет интереса венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. На этой стадии развития интерес к инвестированию в компанию могут также иметь некоторые институциональные инвесторы: банки и фонды.

5. Зрелость

Управление компанией фактически автоматизирована, демонстрирует быстрый рост, лидер или имеет лидирующие позиции в отрасли. Высококвалифицированный менеджмент и выстроенные бизнес-процессы и архитектура компании. Есть опыт успешного привлечения капитала.

На данной стадии развития бизнеса, компания может осуществить публичное размещение акций/IPO. Также, на этой стадии развития, акции компании могут приобретать институциональные инвесторы. Первоначальные инвесторы, которые осуществляли финансирование компании на более ранних стадиях, могут осуществить выход из бизнеса путем продажи акций (размещение), либо путем продажи стратегическим инвесторам или менеджменту компании (выкуп).

Подавляющее большинство российских компаний находятся в диапазоне между начальной стадией развития и стадией расширения бизнеса. Среди среди российских компаний доля таких, которые могут быть отнесены к категории зрелых крайне мала. В первую очередь, это связано с достаточно посредственным уровнем квалификации/развития менеджмента.

Отсюда, большинство российских компаний все таки нуждаются именно в рисковом капитале. Причем привлечение капитала, в этом случае, осуществляется посредством частного, а не публичного, размещения акций. Наряду с фондами прямых инвестиций, источниками рисковых инвестиций могут выступить стратегические инвесторы - корпорации, действующие в аналогичных, что и объект инвестирования или смежных областях бизнеса. Главное отличие заключено в целях инвестирования.

Целью финансового инвестора является увеличение стоимости бизнеса, так как он зарабатывает прибыль посредством продажи акций по возросшей, в результате эффективной работы компании, стоимости.

Цели стратегических инвесторов принципиально другие: рост объема продаж продукции, сокращение издержек или поглощение/ликвидация потенциального конкурента.

Стратегический инвестор, в отличие от финансового, может вынести центр создания стоимости за пределы приобретаемой компании. Основными способами приобретения бизнеса стратегическими инвесторам являются слияния и поглощения. Подавляющее большинство инвестиций стратегических инвесторов осуществлялось посредством поглощения российских предприятий.

Базовые критерии принятия инвестиционных решений:

  • Наличие понятной и работоспособной бизнес-модели (Остервальдер) и стратегии, обеспечивающей высокий потенциал роста (IRR=30% и более, в зависимости от типа инвестиционных рисков, принимаемых инвестором);

  • Высокий уровень квалификации менеджмента (хороший track-record, наличие  опыта);

  • Возможность выхода (продажи акций через 4-7 лет по существенно более высокой цене.

​​​​​​​

С точки зрения формальных признаков подавляющее большинство предприятий могут рассчитывать исключительно на высокорисковый капитал, при этом большинство из них не отвечает перечисленным выше инвестиционным критериям.

Как выбрать и найти подходящего инвестора.

На основании вышесказанного, необходимо определить на какой стадии развития находится бизнес/проект, в зависимости от стадии гораздо проще осуществлять поиск инвестора.

Необходимо составить track-лист потенциальных инвесторов для проведения переговоров и подготовить проект к презентации.